Проблемы и надежность АКПП GM 4L30-E / AR35

Поделиться
22.06.2021
2174

4-ступенчатый «автомат» под обозначением AR35 – один из самых старых, который мы разбирали. Его история началась еще в конце 1960-х. В те годы была создана АКПП, известная на автомобилях Opel как Turbo-Hydramatic 180 (TH180). Ее родиной является завод General Motors в городе Страсбург, Франция.

Это старинная 3-ступенчатая «гидромеханика» для продольного расположения в заднеприводной платформе. Изначально она работала в паре с гидромуфтой, а не с гидротрансформатором. Когда к ней добавили гидротрансформатор, то обозначение сменилось на 3L30. Этот «автомат» ставили не только на автомобили марок концерна GM, такие как Opel, Pontiac, Buick, Holden, Chevrolet и (в те времена) Suzuki. Ее также закупали Peugeot, Fiat и даже для «копейки», «тройки» и «шестерки» Lada.

 

 

АКПП GM 4L30-E появилась в 1990-м году. Она создана на базе предшественницы совсем нехитрым способом: к ней просто добавили 4-ю передачу. Если говорить точнее, добавили повышающую передачу, по-английски overdrive. Причем 4-я передача расположена в отдельном корпусе с собственным поддоном и даже гидроблоком. Этот корпус находится между колоколом и корпусом, в котором находятся механизмы 3-х передач.

Собственно 4-я передача – овердрайв – представляет собой простой планетарный редуктор с повышающим передаточным числом 0,723. Остальные 3 передачи переднего хода формирует редуктор (планетарный ряд) Равиньо. 3-я передача, как вы уже догадались, прямая, т.е. с «отсутствующим» передаточным отношением, равным 1.

В овердрайве два пакета сцепления, обгонная муфта и 2 соленоида в его гидроблоке.

В остальной части трансмиссии 3 пакета сцепления, тормозная лента и обгонная муфта. Ими управляют 3 соленоида.

 

 

Большой интерес к «автомату» GM 4L30-E проявила компания BMW, которая устанавливала его на модели 3- и 5-й серии (E36 и E34), а также на родстер Z3. Также эту трансмиссию устанавливали на внедорожники Isuzu Trooper, Rodeo, Axiom и Vehicross. Разумеется, этот же «автомат» получили соплатформенные внедорожники Opel и Honda.

Буквально в эксклюзивном порядке эту трансмиссию получил Opel Omega (из-за классического продольного расположения силового агрегата и заднего привода) и его клон Cadillac Catera.

 

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку АКПП GM 4L30-E, снятую с 3-литровой Omega 1999 года выпуска.

 

 

Трансмиссия GM 4L30-E надежна и очень долговечна. Она еще нормально работает и на 20-летних автомобилях. Правда, есть рекомендация проводить ревизию гидроблоков раз в 200 000 км. Также ресурс этой коробки ограничен несколькими пластиковыми шайбами, входящими в ее конструкцию. Из-за их разрушения коробка потребует переборки.

 

Выбрать и купить АКПП для автомобилей Opel, АКПП для BMW, АКПП для Isuzu вы можете в нашем каталоге контрактных КПП.

 

Замена масла

Производитель рекомендует менять трансмиссионную жидкость каждые 30 000 км. При этом обязательно снимается поддон и меняется масляный фильтр. Малый поддон снимают, чтобы слить из него остатки старого масла. Поддоны следует устанавливать на новую прокладку. Этой коробке достаточно ATF типа Dexron III.

 

Отличия коробок

«Автоматы» АКПП 4L30-E с автомобилей разных марок несовместимы между собой из-за отличий в электроразъемах. Для BMW эта коробка имеет один разъем на 9 контактов. Для других марок два разъема: на 4 или 5 контактов для овердрайва и на 4 или 7 контактов для основного корпуса. Также в исполнении для BMW здесь свой позиционер штока выбора передач. Соответственно, существует 5 вариантов блоков управления этой АКПП.

 

 

Работа АКПП 4L30-E

При включении повышенной 4-й передачи данная коробка держит включенной прямую 3-ю передачу. В корпусе овердрайва в замкнутом состоянии находится пакет сцепления «овердрайв», а пакет, отвечающий за подключение обгонной муфты, разомкнут. Обгонная муфта при этом свободно вращается.

Сцепление 4-й передачи находится в разомкнутом состоянии на всех остальных передачах. При этом смыкаются фрикционы обгонной муфты, которая при этом останавливается.

На 3-й передаче (соответственно и при включенной 4-й) задействованы фрикционы и 2-й и 3-й передаче.

На 2-й передаче задействуется тормозная лента и фрикционы второй передачи.

На первой передаче задействуется тормозная лента и обгонная муфта фрикциона 3-й передачи. Интересная особенность этой АКПП и многих более современных: они не способны обеспечивать торможение двигателем на 1-й передаче. Разница в том, что крутящий момент приходит со стороны выходного вала, а не со стороны входного (двигателя).

Чтобы эта коробка могла тормозить двигателем на 1-передаче, нужно включить любой из фиксированных режимов, т.е. 1-2-3. В этом случае при движении на 1 передаче задействуется фрикцион 3-й передачи.

При включении заднего хода блокируется соответствующий пакет сцеплений, а также сцепления обгонной муфты в овердрайве. При этом обе обгонные муфты блокируются.

 

Блок соленоидов овердрайва

В гидроблоке овердрайва находится датчик температуры ATF, соленоид главного давления и соленоид муфты блокировки гидротрансформатора.

Эти соленоиды первыми вырабатывают свой ресурс.

 

 

Основной блок соленоидов

В основном блоке 3 шифтовых соленоида. Соленоид переключений 1-2 и 3-4 в нормальном состоянии закрыты, соленоид 2-3 по умолчанию открыт. Третий соленоид управляет сжатием тормозной ленты. При этом он является модулирующим и, соответственно, управляется ШИМ-сигналом.

При ремонте и дефектовке гидроблока следует проверять электрическое сопротивление соленоидов, чтобы удостовериться в их работоспособности. Также следует осмотреть состояние оплетки проводов и соединительных разъемов – пластик часто трескается и даже осыпается. Естественно, из-за нахождения в агрессивной среде.

 

 

Тормозная лента (1-2 передачи)

Привод тормозной ленты осуществляет не только ее прижатие, но и отпускание. Распространенная неисправность связана с тем, что лента сохраняет частичный контакт с барабаном при движении на 3- и 4-й передаче. Разумеется, при этом лента буксует, подгорает и стругает фрикционную пыль в масло. Это происходит из-за утечек давления масла на входном валу (вал барабана 3-й передачи) либо по штоку актуатора тормозной ленты либо в гидроблоке из-за износа золотника соленоида переключения 2-3 или износа шарика фрикциона 3-й передачи.

 

Барабан 2-й передачи

Барабан фрикциона 2-й передачи, несмотря на свои размеры, оказался слабым. Нередко он трескается по кольцевой фаске его втулки.

 

Корпус овердрайва

Бывают случаи коробления корпуса овердрайва. Возникают совсем незначительные деформации, приводящие к перетеканиям ATF между каналами. Из-за этого возможны проблемы с работой тормозной ленты.

 

Втулки

Втулка масляного насоса изнашивается одной из первых из-за обилия продуктов износа в ATF. Если владелец не поспешит с ремонтом, то износ и задиры появятся на остальных втулках данной АКПП. Износ втулки центральной опоры может привести к износу входного вала (вал барабана 3-й передачи), тогда потребуется и его замена. Аналогично в запущенном состоянии появляются царапины на шестернях маслонасоса.

Сильно изношенные втулки вызывают биение вала коробки. При этом может появляться течь масла по сальнику маслонасоса.

 

Шток привода тормозной ленты

При переборке трансмиссии 4L30-E следует осмотреть шток привода тормозной ленты и его направляющей. При обнаружении следов износа – замена.

 

 

Планетарный ряд

Планетарный ряд довольно живуч, но нередко изнашивается на внедорожниках Isuzu.

 

 

Выбрать и купить АКПП для любых марок автомобилей вы можете в нашем каталоге контрактных КПП.

 

 

Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Opel, BMW, Isuzu и заказать с них автозапчасти.

    Похожие статьи

    Уважаемые клиенты! Мы рады сообщить вам, что продлеваем на один час работу офиса и склада. Подбирать запчасти и забирать их стало еще удобнее.

    02.05.202416

    В преддверии майских праздников вносятся изменения в график работы компании «АвтоСтронг». В связи с этим, просим Вас обращать внимание при планировании и оформлении заказа.

    25.04.202437

    Сегодня у нас на обзоре один из внедорожников-долгожителей, у которого есть много поклонников и хорошая репутация благодаря пресловутой японской надёжности. Встречаем Pajero 4-го поколения.

    18.04.202437

    АвтоСтронг рад сообщить, что мы расширяемся и открываем новые магазины-партнеры в Новогрудке, Бобруйске, Столине и Пинске!

    16.04.202436
    0