Проблемы и надежность 5-ст. АКПП Aisin AW55-50SN

Поделиться
27.04.2021
9540

Японская компания Aisin разработала 5-ст. «автоматическую» КПП AW55-50SN в 1999 году. Эта коробка предназначена для поперечной установки с двигателями объемом от 1.8 до 3.5 литра, с передним и полным приводом. Она широко использовалась на всем модельном ряду Volvo с 2000 до 2013 года, в паре с моторами объемом от 1,8 до 2,5 литра, включая турбированные. Ее закупала компания General Motors для установки на автомобили марок Opel, Saab, Chevrolet, Saturn и Pontiac. Также ее заполучили некоторые модели Nissan для североамериканского рынка. Этот «автомат» от Aisin устанавливали на Renault Laguna, Vel Satis, Avantime и Espace с мощными моторами: от 2.0 Turbo до V6. Кроме того, японский автомат устанавливали на автомобили Lancia Thesis, Suzuki XL7, Alfa Romeo 166. Также эта коробка применяется на Ford Kuga с вольвовским двигателем 2.5T.

Обозначения АКПП Aisin AW55-50SN на разных марках:

Volvo – AW55-50SN

Renault – SU1

Saab – FA57

Opel – AF23 / AF33

Nissan – RE5F22A

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку АКПП Aisin AW55-50SN, снятой с Volvo S40 с пробегом 215 000 км.

 

Особенности АКПП AW55-50SN

В корпусе коробки Aisin AW55-50SN находится главная передача. В самой АКПП 3 планетарных передачи, 8 клапанов-соленоидов, 7 пакетов сцеплений, одна тормозная лента, 2 муфты свободного хода.

«Автоматы» Aisin для разных автопроизводителей отличаются софтом и логикой управления коробкой, существует 8 невзаимозаменяемых вариантов гидравлического блока. В паре с 5-цилиндровыми двигателями эта коробка умеет переключаться на нейтраль (и обратно) при остановках – ради экономии топлива.

Вообще функция автонейтрали быстро доканывала гидроблок и соленоиды этого «автомата», поэтому ее начали отключать. Первыми сдались шведские инженеры: они предоставили дилерам возможность отключать ее программно. А вот дилерам Renault такой возможности не дали, но умельцы из клубов придумали реле, отключающее эту функцию.

Проблемы коробки Aisin AW55-50SN.

На многих автомобилях «автомат» Aisin AW55-50SN работает без радиатора охлаждения трансмиссионной жидкости. Его установка не просто желательна, а необходима. Особенно если машина часто эксплуатируется в пробочном режиме, в горах или для буксировки прицепов. Также будет не лишним установка магистрального фильтра с магнитом, т.к. стандартный фильтр доступен для замены только при разборке коробки и представляет собой лишь металлическую сетку грубой очистки. Лишь для некоторых авто фильтр этой коробки оснащен фетровой вставкой.

 

Гидротрансфоматор

Гидротрансформатор коробки Aisin AW55-50SN умеет блокироваться уже на 2-й передаче. Кроме того, этот «автомат» активно применяет «управляемое проскальзывание» муфты блокировки, что повышает КПД трансмиссии и делает отклики на нажатия акеслератора более бойкими и линейными.

Фрикционная накладка муфты гидротрансформатора имеет графитовое покрытие. При работе любой фрикцион изнашивается, появляется пыль, которая попадает в трансмиссионное масло. До 2003 года коробки Aisin AW55-50SN массового выходили из строя. Графитовая пыль забивала или выгрызала каналы гидроблока, что приводило к сильным пинкам и ударам в работе коробки.

Гидротрансформатор ходит около 200 000 км, после чего его следует обновить, чтобы продукты его критического износа не «убили» гидроблок и механику самой АКП.

Выбрать и купить б/у гидротрансформатор для АКПП вы можете в нашем каталоге контрактных коробок передач.

 

Гидроблок

Большинство поломок АКП Aisin AW55-50SN связано с износом ее гидроблока и случаются при пробегах около 200 000 км. Причем гидроблоки на этих коробках до 2005 года были крайне неудачными. Было выпущено как минимум две ревизии гидравлических блоков. Ранние варианты оказались очень чувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости и имели неудачную протекающую конструкцию крышки привода единственной тормозной ленты (B-4). Иногда старые гидроплиты удавалось оживить очисткой от графитовых отложений.

Старение гидравлической части АКПП проявляется в износе или засорении гидравлических каналов. Возможен даже «пробой» каналов и перетекание трансмиссионной жидкости между ними. Изнашиваются или клинят плунжеры коробки. Также изнашиваются втулки и плунжеры соленоидов, ослабевают их пружины, что приводит к подклиниванию и некорректному управляющему давлению масла.

В любом случае, если электроника коробки «видит» отклонения в скорости и качестве переключения передач, что случается при износе каналов и соленоидов, она старается увеличить управляющее давление масла. В итоге такая «компенсация» износа проявляется в рывках и пинках.

Соленоиды поддаются ремонту – можно поменять изношенные втулки, но затем соленоид нужно откалибровать. Если меняется комплект из всех 3-х линейных соленоидов, то нужно проводить их совместную настройку. Отладка гидроблока необходима при установке ремонтных плунжеров.

Ремонт гидроплиты возможен, для которой выпускаются неоригинальные ремонтные комплекты. Также возможно «латание» плиты. Но качественно такой ремонт производят только очень хорошие станции. Поэтому во многих случаях в АКПП Aisin AW55-50SN изношенный гидроблок меняют на новый.

 

Линейные соленоиды

У линейных соленоидов несколько рабочих положений, тогда как у обычных двухпозиционных всего 2 режима работы: «вкл» и «выкл». Линейные соленоиды работают совместно.

Линейных соленоидов у АКПП Aisin AW55-50SN три – они контролируют общее давление трансмиссионной жидкости и заведуют плавностью включения передач. Один из них управляет муфтой блокировки гидротрансформатора. Переключением передач управляют пять соленоидов.

 

Линейные соленоиды и их функции

Симптомы неисправностей

SLU
(клапан блокировки)

Плавность переключений 1-2 и 2-1. Полная блокировка муфты гидротрансформатора, плавность и своевременность ее включения и выключения.

Пинки при переключениях 1-2 и 2-1. Несвоевременное и грубое или плавающее включение блокировки муфты ГТ.

SLT

(клапан повышения давления)

Управление линейным (главным) давлением.

Включение «драйва» и «реверса», плавность переключения передач «вверх» и «вниз», своевременность переключения 2-3 и 3-2.

Снижение быстродействия всех соленоидов, уменьшение их пропускной способности.

Долгие переключения 2-3 и 3-2, пинок при переключении 3-2 во время движения накатом. Жесткое включение «D», медленное переключение N-D.

SLS

(клапан изменения давления)

Включение «реверса», переключения «вверх» и «вниз». Управляет плавностью включения пакетов сцеплений в зависимости от крутящего момента двигателя.

Удары при включении «R», переключениях 2-3 и 3-2. Легкие «перегазовки» при переключениях 3-4 и 4-5.

 

Втулка масляного насоса

При неисправностях линейных соленоидов или при сильном износе гидротрансформатора нарушается смазка втулки крышки масляного насоса. Она задирается, из-за чего начнется течь трансмиссионной жидкости наружу. Приходится менять сальник насоса и его втулку. Также при реставрации коробки Aisin AW55-50SN может потребоваться замена всех ее 8-ти втулок, включая втулки валов. Они начинают голодать из-за недостатка масла, плохо пробивающегося через засоренные каналы гидроблока.

Износ механической части АКПП

Механическая часть АКПП Aisin AW55-50SN очень надежна и способна пройти полмиллиона км. Но если владелец долго «не замечал» ее пинков и ударов, то может потребоваться замена некоторых механических деталей. Обычно у возрастных коробок обновления требует единственная тормозная лента.

Задний планетарный ряд может выйти из строя, если «автомат» постоянно эксплуатируется в режиме «газ в пол». Грязная или подгоревшая трансмиссонная жидкость может привести к износу посадочных мест тефлоновых колец. В этом случае придется менять дорогостоящий барабан переднего хода.

А запущенная проблема с тормозной лентой приведет к замене барабана 4-5.

Выбрать и купить б/у АКПП для Volvo, для Renault, для Nissan, для Opel, для Saab вы можете в нашем каталоге контрактных коробок передач.

    Похожие статьи

    Уважаемые клиенты! Мы рады сообщить вам, что продлеваем на один час работу офиса и склада. Подбирать запчасти и забирать их стало еще удобнее.

    02.05.202416

    В преддверии майских праздников вносятся изменения в график работы компании «АвтоСтронг». В связи с этим, просим Вас обращать внимание при планировании и оформлении заказа.

    25.04.202443

    Сегодня у нас на обзоре один из внедорожников-долгожителей, у которого есть много поклонников и хорошая репутация благодаря пресловутой японской надёжности. Встречаем Pajero 4-го поколения.

    18.04.202441

    АвтоСтронг рад сообщить, что мы расширяемся и открываем новые магазины-партнеры в Новогрудке, Бобруйске, Столине и Пинске!

    16.04.202436
    0