Оптовые продажи:
724 74 74
Ежедневно 8:00-21:00

Надежность легендарного двигателя Saab 2.3T (B235)

Первый турбомотор Saab объемом 2.3 (B234) литра собственной шведской разработки появился в 1989 году и дебютировал на Saab 9000. Это был очень надежный и живучий двигатель. Он продержался на конвейере до 1998 года и потребовал модернизации для соответствия более строгим экологическим нормам и снижению издержек на производство.

Так появился двигатель B235 – по сути сильно облегченный B234. Блок цилиндров облегчен, его механическая прочность снижена. Поршни были облегчены, из-за чего снизилась их прочность. Даже балансирные валы попали под раздачу, были облегчены и получили более узкие опоры и шейки. Производительность маслонасоса тоже немного сократили. То есть, механическая надежность такого двигателя стала гораздо более скромной, в отличие от предшественника, тюнеры даже близко к нему не подходят.

2,3-литровый двигатель последнего поколения выпускался до 2010 года в трех модификациях: B235E (170 л.с. или 185 л.с. с 2001 года), B235L (220 л.с.) и B235R (230-260 л.с.). На все двигатели этого семейства устанавливается блок управления Trionic T7 с электронной дроссельной заслонкой.

 

 

По механике эти двигатели практически одинаковые. Только младшему В235Е достались не жаропрочные клапана. На самые мощные версии (более 220 л.с., большая «Т» рядом с объемом двигателя) ставится турбина Mitsubishi TD04HL-15T, на младшую – Garrett GT1752S.

Двигатель B235 устанавливали только на Saab 9-5, с 1998 по 2010 годы, а также на версии Aero модели 9-3 предпоследнего поколения, т.е. с 1998 по 2002 год.

 

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя Сааб 2.3 Турбо (B235R), снятого с Saab 9-5 Aero.

 

Выбрать и купить двигатель для Saab 9-5 и других моделей Сааб вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.

 

Причины плохого запуска и нестабильной работы

Саабоводы шутят, что ни один 9-5, а именно на него ставили двигатель B235, никогда нормально не заводится.

Причин плохого запуска может быть много. О дроссельной заслонке и кассете зажигания мы еще расскажем. Источники проблем с плохим стартом, троением, глушением двигателя на ходу могут быть обнаружены в датчике положения распредвала, топливном насосе, свечах, вакуумном насосе, датчике температуры антифриза, регуляторе на топливной рампе, клапане подачи бензина и даже в селекторе АКПП.
Кроме того, для расчета массы воздуха на двигателе B235 блок Trionic 7 использует показания датчика массового расхода воздуха и датчика абсолютного давления воздуха. С этими датчиками тоже возникают неполадки, влияющие на нестабильную работу двигателя и провалы тяги.

 

Вентиляция картерных газов
Последствия облегчения двигателя дали о себе знать незамедлительно. Еще в начале 2000-х двигатели B235 начали течь маслом по стыку кожуха ГРМ (передней крышки) с блоком и ГБЦ. Как выяснилось, проблема заключалась в комбинации нескольких факторов: недостаточной жесткости блока цилиндров, повышенного давления картерных газов и слабого герметика крышки ГРМ. В облегченном двигателе с более тонкими поршневыми кольцами образовывалось больше картерных газов, которые система вентиляции не успевала удалять. Повышенное давление газов искало путь наружу и в результате находило его в слабом и слега деформирующемся уплотнении крышки ГРМ.

Газы открывали наружу путь маслу: его течи наблюдались по стыкам крышки ГРМ и блока, ГБЦ, а также через сальник коленвала. Также из-за проблем с ВКГ наблюдался расход масла и гибель турбин: из-за подпирания картерными газами слива масла из картриджа турбины гнали масло в выпуск и иногда заклинивали.

Инженеры Saab представили несколько вариантов устранения проблемы. Сначала предложили усиленную крышку ГРМ, но толку от нее было мало. Затем, в 2004 году, они соорудили более производительную систему ВКГ. Комплект для переделки ВКГ для проблемных двигателей B205 и B235 199-2004 модельных годов начали предлагать с 2006 года. Набор (55561200) из примерно десятка компонентов, включая шланги, маслоуловитель, клапан и вставку в маслозаливную горловину продается до сих пор. Комплект устанавливается на двигатели без особых трудностей.

 

Дроссельная заслонка

Дроссель двигателя Saab B235 электронный, а датчик положения педали акселератора находится прямо в нем. Поэтому на узле дроссельной заслонки присутствует крепление тросика педали. Нередкая неисправность дросселя сводится к износу и загрязнению резистивных дорожек датчиков положения заслонки и педали акселератора. Иногда помогает разборка и чистка дорожек.
При неисправности дроссельная заслонка двигателя B235 уходит в аварийный режим с механическим управлением по тросику, появляются ошибки, указывающие на неполадки в ней. Попутно двигатель еле держит холостой ход, туго реагирует на нажатия педали акселератора, не набирает обороты выше средних, также не работает круиз-контроль.

 

 

Выбрать и купить дроссельную заслонку для двигателя Saab вы можете на нашем сайте.

 

Кассета зажигания

Кассета зажигания модуля Trionic 7 не только заведует зажиганием, контролирует детонацию, но еще и выполняет функции датчика положения распредвала – по токам утечки она «видит» такты в цилиндрах.

На неисправность кассеты указывают пропуски зажигания, детонация – тряска двигателя и потеря мощности. Кроме того, из-за неисправной кассеты двигатель просто не заводится. Ее неожиданный выход из строя сопровождается запахом горелой проводки.

Ошибки, указывающие на выход из строя кассеты зажигания, появляются не всегда.

 

Выпускной коллектор
Чугунный выпускной коллектор двигателя B235 может деформироваться из-за высокой температуры и быстрого охлаждения. О деформации можно судить по обломанным шпилькам и запаху выхлопа.

 

 

Балансирные валы
Балансирные валы на рядных четверках применяются для уравновешивания сил инерции второго порядка. Два балансирных вала есть у двигателя B235, они являются слабым местом. Узкие вкладыши быстро изнашиваются и становятся точкой утечки масла. Проблема известная, и многие ее решают просто: выкидывают оба балансира. Опоры балансиров глушатся втулками, также закрывается масляный канал натяжителя цепи балансиров. Решение распространенное даже в Европе, где продаются комплекты заглушек.

По отзывам, без балансирных валов мотор B235 не начинает работать с увеличенными вибрациями. Правда, появляется некая требовательность к опорам двигателя – на дешевых неоригинальных подушках он может трястись, а на хорошей гидроопоре работает плавно.

 

 

Гидрокомпенсаторы
Гидрокомпенсаторы двигателя B235 совсем не вечные. Они начинают выходить из строя мелкими партиями при пробегах более 150 000 км. На практике, единственной хорошей заменой являются гидрокомпенсаторы от производителя INA.

 

Турбина
Турбина Garrett GT17 не самых заряженных версий ходит около 150 000 км. Обычно из-за износа уплотнений она выбрасывает масло во впуск. Об этом говорит сизый (синеватый) дым  из выхлопной трубы.
Турбина Mitsubishi TD04 заряженных версий двигателя B235 более долговечна и живуча. Может без проблем пройти более 300 000 км.

 

Выбрать и купить турбину для двигателя Saab вы можете на нашем сайте.

 

Облегчение поршней и связанные с этим проблемы

Облегченные поршни двигателя B235 (B205) склонны изнашиваться, они плохо переносят возложенные на них нагрузки и разваливаются. Особенно это касается версии B235R, где они могли еще и прогорать. Вообще, пробитый поршнем блок двигателя B235 – распространенное явление.

Более тонкие поршневые кольца сами по себе имеют уменьшенный ресурс, «благодаря» чему к пробегу в 200 000 км этот двигатель начинал расходовать масло на угар, чего прежде на Saab’овских двигателях не было.

 

 

Масляный насос

Облегченный масляный насос в редких случаях может прийти в негодность из-за выработки между ротором и корпусом, бывают случаи заклинивания редукционного клапана. Все это ведет к падению давления в системе смазке и серьезному износу пар трения двигателя. Давление масла на холостом ходу должно быть не менее 1 бара, и около 2.5 бар на 2000 об/мин.

 

 

Вкладыши
Общая облегченная конструкция двигателя B235 привела к тому, в и вкладыши ему достались слабые. Они просто изнашиваются. А износ вкладышей ведет к потерям масла через увеличившиеся зазоры. Масляный насос уменьшенной производительности не способен компенсировать эти потери. Обычно на моторе B235 задирает и проворачивает третий коренной вкладыш, т.к. на нем потеря давления масла сказывается наиболее сильно – отсюда уходит канал на смазку вкладышей распредвалов.
Но до того как провернет и задерет этот вкладыш, выработка и царапины появятся на других вкладышах и коренных шейках коленвала. В самых неприятных случаях ведет опоры коленвала (постель коленвала), а такой дефект не восстанавливается.

 

 

Здесь по ссылке вы найдете актуальный перечень конкретных автомобилей Saab на разборке и сможете заказать с них запчасти.


Поделиться статьей с друзьями:

Обратный звонок