Ежедневно 8:00-21:00

Автомобильный стартер: как устроен и почему «не крутит»?

Для начала работы двигатель внутреннего сгорания нуждается в механизме, который способен буквально запустить его. То есть, для оживления мотора необходимо заставить вращаться его коленчатый вал.

Традиционно для такой цели используется электрический стартер. Также, напомним, что помимо электростартера в автопроме использовались такие «штуки» как «кривой стартер», он же «пусковая рукоятка», с помощью которого человек может приложить силу к коленвалу, вращая его. Также есть механизмы, обеспечивающие первоначальное вращение коленвала сжатым воздухом. В этом случае сжатый воздух направляется в цилиндры, обеспечивая движение поршней.

 

 

В современных системах Start-Stop запуск бензинового двигателя возможен от воспламенения искрой сжатой в цилиндре топливо-воздушной смеси. Т.е. без участия стартера. Также в автопроме использовался стартер-генератор, который прокручивает коленвал ремнем навесного оборудования. Самое передовое решение на гибридах и «мягких гибридах» – это мотор-генератор, который установлен соосно с коленвалом.

 

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про стартеры.

 

 

Выбрать и купить стартер для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

 

Как работает классический стартер?

В сущности, классический стартер представляет собой электромотор, который прокручивает коленвал за венец маховика. Расположенная на валу стартера шестерня не находится в постоянном зацеплении с зубцами венца. В момент запуска мотора специальный механизм «выбрасывает» (выдвигает) вперед шестерню стартера, дает ей возможность зацепиться за венец маховика. После этого вал стартера начинает вращаться и, таким образом, прикладывает к коленвалу первоначальный крутящий момент. Поршни начинают двигаться, осуществляется впрыск топлива, за ним следует воспламенение топливо-воздушной смеси. В результате двигатель запускается. Когда водитель отпускает ключ из положения «старт», напряжение на стартер не подается. Он прекращает вращение, а шестерня выходит из зацепления с венцом маховика под силой возвратной пружины.

 

 

Как устроен стартер?

 

 

Итак, стартер – это электромотор с постоянными магнитами в статоре. Ток на якорь (обмотку) электромотора подается через щеточный узел. Щетки, как и на генераторе, представляют собой графитовые стержни.

Спереди на валу якоря находится редуктор. Редуктор – это обязательная деталь автомобильного стартера. Он необходим для того, чтобы облегчить стартер. Благодаря редуктору можно применять менее мощный и тяжелый электромотор. Редуктор представляет собой понижающую планетарную передачу, т.е. он увеличивает крутящий момент, развиваемый электромотором, но уменьшает скорость его вращения.

 

 

Безредукторные стартеры сегодня не применяются на автомобилях. Тяжелые безредукторные стартеры обычно оснащены электромагнитами, поэтому их энергопотребление очень велико.

На выходе из редуктора находится вал на который посажен бендикс. Это шестерня с обгонной муфтой. Именно эта шестерня выдвигается, входит в зацепление с венцом маховика и передает вращение стартера на коленвал. Когда двигатель запускается, то маховик начинает вращаться гораздо быстрее той скорости, которую обеспечивает стартер. И чтобы стартер не пострадал от прилагаемой к нему высокой скорости, на помощь приходит обгонная муфта, благодаря которой вращение от маховика не передается на вал редуктора и на стартер.

 

 

Бендикс выдвигается вперед за счет втягивающего реле. Это реле представляет собой электромагнит и расположено на стартере. Внутри его – втягивающая и удерживающая обмотки. При подаче напряжения возникающее магнитное поле перемещает сердечник реле (шток). Сердечник своим свободным концом соединен с вилкой, которая выдвигает вперед бендикс.

Обратим внимание, что шток втягивающего реле движется назад. При этом он замыкает так называемые «пятаки» - контакты реле. Через них на стартер подается плюс от аккумулятора. В этот момент происходят три вещи. Во-первых, начинает вращаться ротор стартера. Во-вторых, втягивающая обмотка отключается – на ней пропадает «минус». В-третьих, сердечник реле удерживается магнитным полем, создаваемым удерживающей обмоткой. Удерживающая обмотка гораздо слабее втягивающей. Переключение на нее экономит энергию АКБ в момент запуска мотора.

 

 

Оси ротора (якоря) и редуктора установлены и вращаются на втулках с подшипниками скольжения или вращения.

 

 

Какие неисправности происходят со стартером?

Из поломки стартера двигатель не будет запускаться. При этом стартер не всегда не будет вращаться.

Если стартер вращается, что обычно слышно по тихому жужжанию, но коленвал не прокручивает, то поломки могут заключаться в следующем:

  • СТЕРЛИСЬ ЗУБЬЯ НА ВЕНЦЕ МАХОВИКА ИЛИ НА БЕНДИКСЕ;
  • БЕНДИКС ПРОКРУЧИВАЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОЕГО ВАЛА.

 

Если в момент запуска мотора удастся прислушаться, то можно различить щелчок, говорящий о срабатывании втягивающего реле. Если реле не щелкает, то:

  • произошло замыкание в его обмотке;
  • произошел обрыв в обмотке.

 

Если стартер вообще не крутит, но втягивающее реле щелкает, то, возможно:

  • бендикс залип и не может выдвинуться;
  • сила втягивающего реле слишком слабая, чтобы протолкнуть бендикс в зацепление;
  • втягивающее реле неисправно;
  • подгорели контакты (пластины, «пятаки») в реле (из-за чего плюс не передается на стартер);
  • зависли, изношены или окислены щетки стартера;
  • АКБ разряжена;
  • слабый контакт на плюс или «массу».

 

Если втягивающее реле трещит и стартер не крутит, то проблема может быть в том, что:

  • АКБ сильно разряжена;
  • отсутствует надежный контакт стартера с массой;
  • произошел обрыв или замыкание удерживающей обмотки втягивающего реле.

 

Если стартер продолжает крутить после запуска двигателя, то, возможно произошло:

  • заедание во втягивающем реле;
  • поломка или деформация возвратной пружины;
  • заедание обгонной муфты;
  • сплавливание контактов во втягивающем реле.

 

Вращение редукторного стартера от маховика заведенного мотора очень губительно для него. Он буквально выгорает за пару минут.

Если стартер плохо запускает хорошо прогретый мотор, то изношены его втулки или подшипники. Они расширяются от тепла и подклинивают вал якоря.

 

 

Как проверить б/у стартер?

Работоспособность стартера можно проверить при помощи заряженной АКБ и двух проводов. Корпус стартера соединяем с «минусом». Второй провод соединяем с «плюсом» АКБ и никогда не касаемся им корпуса стартера, иначе произойдет короткое замыкание.

Плюсовым проводом можно по очереди касаться:

  • контакта втягивающего реле – при этом бендикс должен выбрасываться вперед;
  • силового контакта (он расположен ближе всего к корпусу) стартера – при этом вал стартера и бендикс должен начать вращаться.
  • касаемся одновременно (т.е. замыкаем вместе) сначала контакта реле, затем верхнего силового контакта стартера – при этом должен выдвинуться бендикс и начать вращаться (вместе с валом).

 

У нас в наличии большой выбор стартеров. Заходите и выбирайте стартер для своей машины!


Поделиться статьей с друзьями:

Обратный звонок