Ежедневно 8:00-21:00

Проблемы и надежность мотора 1.6 HDI/TDCi

В этой статье пойдет речь о турбодизельном двигателе рабочим объемом 1,6 литра. Этот силовой агрегат очень широко распространен и встречается как минимум на различных автомобилях восьми марок. Следовательно, он известен под разнообразными рыночными и внутренними обозначениями. Чтобы охватить их все и перечислить многочисленные «псевдонимы» 1,6-литрового турбодизеля, приводим справочную таблицу. Отметим же, что за этим силовым агрегатом закреплено внутренне инженерное обозначение DLD-416.

 

Марка

Ford

Fiat

Citroёn

Peugeot

Mini

Mazda

Suzuki

Volvo

1,6 HDI/TDCi 75 л.с.

HHJF, UBJA

 

 

 

 

 

 

 

1,6 HDI/TDCi/MZ-CD/DDI
90 л.

HHDA, HHDB, HHJD, HHJC, HHJE, GPDA

9HU

DV6ATED4: 9HX, 9HV

DV6ATED4: 9HX, 9HV

DV6ATED4: 9HZ

Y406, Y646

9HX

 

1,6 HDI/TDCi/ MZ-CD/DRIVe
110 л.с.

G8DA, G8DB, G8DD, G8DE, G8DF

 

DV6TED4: 9HY, 9HZ

DV6TED4: 9HY, 9HZ

DV6TED4: 9HZ, W16 D16

Y601, Y642

 

D4164T

 

Примечание: версии 9HX и 9HY без сажевого фильтра, а 9HV и 9HZ – с сажевым.

 

Итак, 1,6-литровый мотор 1.6 HDI/TDCi разработан инженерами компании Peugeot по заказу компании Ford и концерна PSA. Его выпускают в Англии, Франции и Индии. Двигатель дебютировал в 2004 году на Peugeot 407 и выпускается до сих пор. Правда, его нынешняя модификация, появившаяся в 2011 году, перешла с 16-клапанной ГБЦ на 8-клапанную (обозначения мотора – DV6C и DV6D).

 

Блок цилиндров данного турбодизеля алюминиевый, без гильз. В приводе ГРМ используется ремень и цепь. Цепь с отдельным гидронатяжителем связывает оба распредвала. Коленвал же ремнем связывается только с отдельным шкивом выпускного распредвала. Балансирные валы в конструкции двигателя отсутствуют. Звездочки распредвалов напрессованы на них и в случае обрыва цепи, чтобы не было сильного удара поршней о клапаны, звездочки просто проскальзывают относительно своих распредвалов. В принципе, это старая «фишка» моторов HDI.

 

У двигателя 1.6 HDI/TDCi две базовые версии на 90 и 110 л.с. Они отличаются друг от друга турбиной. У первого – обычная турбина MHI (Mitsubishi) TD025 с перепускным клапаном, у второго – Garrett GT15V с изменяемой геометрией. В остальном обе версии мотора 1.6 HDI/TDCi идентичны по интеркулеру, системам впуска и выпуска, управлению и т.д.

 

На двигателе 1.6 HDI/TDCi применяется топливная система Common Rail с топливным насосом высокого давления типа CP1H3 и электромагнитными форсунками.

 

Сразу обратим внимание на то, что на 100% двигатели 1.6 HDI/TDCi и их детали не являются взаимозаменяемыми. Например, вся начинка блока у них одинаковая, одинаковые турбины (у соответствующих версий), комплект ремня ГРМ, поддон. А вот детали и компоненты системы впуска разные, стартеры и генераторы (у Ford, Mazda и Volvo свои; у Peugeot, Citroёn, Fiat и Mini) свои.

 

 

Обслуживание мотора 1.6 HDI подразумевает немало лишних операций. Для замены масляного фильтра нужно снимать патрубок подачи воздуха к турбокомпрессору (это касается всех исполнений этого мотора), под которым и установлен фильтр. Топливный фильтр установлен на двигателе со стороны моторного щита. На многих французских автомобилях воздушный фильтр установлен мотора 1.6 HDI буквально под водостоком вдоль нижнего края лобового стекла.

 

Надежность и проблемы мотора 1.6 HDI/TDCi

 

О надежности и ресурсе 16-клапанного мотора 1.6 HDI/TDCi ходят противоречивые легенды. Одни говорят о том, что этот мотор очень надежен и служит верой и правдой, главное только вовремя его обслуживать. У других этот двигатель вызывает постоянные проблемы и расходы на ремонты. Мы не будем придерживаться какой-то одной точки зрения, а обратим внимание на реальные неприятности и неисправности, которые случаются с этим двигателем.

 

Сначала несколько нюансов. На моторах 1.6 HDI, которые устанавливали на французские автомобили, используется два типа пневмодозатора воздуха. Проблемы с течью масла по уплотнениям или с растрескиванием корпуса (с последующей течью масла) случаются с дозатором двигателей 1.6 HDI, оснащенных сажевым фильтром (в этом дозаторе две заслонки). Неприятно, т.к. масло капает на генератор и ремень навесных агрегатов. На всех остальных версиях мотора, включая варианты для Ford, Volvo и т.д. масло может начать пробиваться наружу в сочленении патрубка в системы вентиляции и трубки, соединяющей ее со впускным трубопроводом. В обоих случаях масло во впуске оседает  из паров, которые отводит система вентиляции картерных газов.

 

Теперь подробнее о более серьезных проблемах двигателя 1.6 HDI/TDCI. Итак, первые образцы этих моторов запомнились преждевременным выходом из строя распредвалов: их кулачки изнашивались, на них образовывались задиры. До кучи разрушался и небольшой гидронатяжитель единственной распредвальной цепи. Качество заводского изготовления этих деталей на первых порах хромало. Впрочем, с такой неприятностью как износ кулачков распредвалов на моторе 1.6 HDI/TDCi можно столкнуться и сегодня, но уже по другой причине: из-за выработки на шестернях масляного насоса. В этом случае производительность масляной системы снижается, в первую очередь страдают распредвалы и турбина. Тревожная лампочка загорится лишь тогда, когда давление масла упадет до 0,5 бара – это слишком мало, картриджу турбины нужно минимум вдвое более высокое давление масла.

 

Турбину на двигателе 1.6 HDI/TDCi нередко считают расходником. Она выходит из строя не просто сама по себе, а из-за проблем с маслом: нагар, частички сажи и прочие вкрапления забивают сеточку – фильтр грубой очистки. Инженеры, создававшие этот двигатель, заботливо разместили сеточку в штуцере, которым маслоподающая трубка крепится к блоку. Если сеточка забивается, то смазка картриджа турбины – вала и подшипников – резко ухудшается. Из-за возникшей выработки на валу возникает и люфт вала турбины, также масло начнет интенсивно просачиваться во впуск или выпуск. Если смазка вала турбины резко прекратится, то, работая на сухую, он практически приварится к латунным втулкам (подшипникам) и треснет на две части в результате резкой остановки.

 

 

При замене турбины на моторе 1.6 HDI/TDCi можно с чистой совестью отказаться от фильтра грубой очистки (просто выкинуть сеточку). Также важно поменять маслоподающую трубку: поставить трубку последнего образца, полностью медную. Советуем дополнительно очистить и продуть масляный теплообменник – там обычно скапливается весь мусор из масла. Также не лишним будет заглянуть в масляный поддон и даже под клапанную крышку: если там обнаружатся отложения нагара, закоксованность, то их надо срочно убирать. Возможно, даже в ходе переборки мотора. Иначе новая (восстановленная или б/у) турбина выйдет из строя всего за пару сотен километров пробега.

 

Также сократить срок службы турбины на моторе 1.6 HDI/TDCi можно из-за неаккуратной установке патрубка, соединяющего корпус воздушного фильтра и вход на ее компрессор. Этот патрубок приходится снимать при замене масляного фильтра, иначе до него просто не добраться. При установке можно надломать патрубок или надорвать уплотнение в месте его посадки на компрессор. В результате, компрессор будет затягивать воздух со всей пылью, песчинками и даже мусором.

 

Распредвальная цепь на моторе 1.6 HDI/TDCi имеет свойство растягиваться, что слышно по характерному стрекоту при работе двигателя.

 

Под клапанной крышкой могут случиться и другие неприятности. В частности, из-за прогорания медных шайб под форсунками (огнеупорные шайбы есть на многих дизелях) в колодцы форсунок будут прорываться газы из камер сгорания, откладываясь в них сажей и нагаром. Также в «гнезда» форсунок может попадать масло – это происходит из-за ослабления шпилек, которые крепят форсунки. В этом случае их необходимо перекрутить или поставить новые с правильным моментом затяжки. Вместе с этим можно поменять резиновые уплотнения форсунок и медные шайбы. Также иногда случаются течи штуцеров форсунок – в этом случае в «гнезда» попадает топливо, которое потом может скапливаться под клапанной крышкой.

 

Также довольно остро перед владельцами автомобилей с мотором 1.6 HDI/TDCi стоит вопрос глушения системы EGR. Клапан тут с электронным приводом, одинаковый практически на всех версиях этого мотора. Новый он не дешевый (более 400 бел. руб.) б/у дешевле в несколько раз, поэтому многие его глушат: либо программно, либо просто устанавливают под него заглушку. Симптомы неисправности EGR: ошибки в памяти неисправностей и падение или отсутствие мощности мотора при разгоне, что вызвано тем, что клапан не закрывается и выхлопные газы продолжают поступать в камеры сгорания, тогда как мотору при разгоне нужен только воздух.


Поделиться статьей с друзьями:

Обратный звонок